Вообще-то, обычно я не пишу отзывы. Мне легче в фанфике выразить свое отношение к просмотренному, но сегодня уж такой день - одни расстройства. Возможно, при более радостном настроении серия показалась бы имеющей надежду на светлое будущее, а так... Потерпите, в общем. А, да, все, что следует дальше - мое махровое ИМХО. Никого не хочу обидеть. Готова убрать, если будет расстраивать. Этот сезон удивительный. По моим ощущениям абсолютно неровный и нелогичный. Сначала авторы убеждают нас забыть о чем-то, например, об апокалипсисе, и посмотреть подряд три забавных серии, а потом вдруг спохватываются, вспоминают, что где-то там Дин говорил, что устал и делают сегодняшнюю серию. Не могу отделаться от чувства, что серии в этом сезоне идут в случайном порядке. Ну, ладно, будем есть, что дают, хотя хочется эту серию поставить в другое место.
Давно от просмотра у меня не было такого жгучего и болезненного ощущения тоски и разочарования. Часто в сериале встречаются серии, после которых хочется сказать, что осталось чувство светлой грусти или печали, но с надеждой на лучшее в будущем. Нет, от этого эпизода у меня осталась именно беспросветная тоска, гораздо более сильная, чем от "Metamorphosis" или "On the Head of a Pin" (четвертый сезон). Конечно, я знаю, что дело тут в том, что мой любимый герой этого сериала - Дин, и если события я воспринимаю с его точки зрения.
Жизнь по привычке
Жизнь по привычке
С самого начала серии становится ясно, что что-то идет не так. Дин не хочет есть, хоть и по привычке старательно поливает гамбургер кетчупом. У него нет аппетита. Сэм предлагает ему прогуляться, потому что знает, что 14 февраля, День Святого Валентина, - любимейший праздник Дина. Он ждет его больше, чем Рождества. Но у Дина нет настроения. Аж мурашки по коже. У Дина Винчестера, человека, который всегда, даже в самые тяжелые времена, когда над ним висела сделка, находил повод радоваться жизни, нет настроения. Наверное, в этом-то все и дело - в нем исчезла эта радость. Нет огня, не искры, нет желаний. Он даже пиво, кажется, пьет через силу, или, скорее, ПО ПРИВЫЧКЕ.
Вообще-то, эта серия заранее, до просмотра, веселит. Она называется - "Мой кровавый Валентин". Очень недвусмысленный намек на фильм с Дженсеном Эклзом. Улыбаешься именно поэтому. Но потом оказывается, что серия не только не смешная и действительно кровавая, она еще и очень-очень страшная. На сцене появляется Всадник, а это уже совсем не весело.
Была младше, не понимала, почему Всадников всего четверо. Не маловато ли на все пороки мира? И Голод (или Глад, как идет в русской традиции) представлялся самым безобидным. Чума - ежегодные эпидемии гриппа, угроза распространения всяких птичьих, свиных и прочих гриппов: нас приучили бояться болезней. Война - тут и говорить нечего. Войны, мелкие, но кровопролитные конфликты: мы понимаем, что за всем этим стоят убитые люди, нам страшно. Смерть - абсолютная неизвестность. Ты был - и тебя нет. Это очень пугает. А Голод - что Голод? Что в нем страшного? Надо давно привыкнуть, что в СПН монстры накладываются на реальность, у них отрезаются самые сказочные и неправдоподобные моменты, а то, что остается, оказывается очень настоящим и жутким. Голод не душит голодом. Люди не будут умирать от того, что у них не будет еды. Он вызывает голод, неуемную жажду чего-то, что люди (да и НЕ люди) стремятся утолить сейчас, в эту секунду, не обращая ни на что. Голод - это и ненасытная жажда секса, еды, наркотиков, сигарет, алкоголя -чего угодно и в непомерных количествах. Люди утоляют эти желания порой даже за счет своих жизней. Жизнь не важна, важно только желание, важен только ГОЛОД. Вот тут-то приходится признать, что Голод - один из самых страшных Всадников.
Что-то идет не так не только у Дина, который будто бы теряет все желания, но и у Сэма и Кастиэля. Начинается сильнейшее дежавю (вот именно в такие моменты у меня просыпается чувство, что серии идут в произвольном порядке). Кастиэль ест, как ненормальный. Да. Все верно. Кастиэль, ангел, ест. Сразу вспоминается "The End", где нам показали будущее, в котором Кас - человек, без ангельских сил, без цели, без смысла жизни. Дин это видел. И сейчас Дин видит намек ан возможность того будущего.
Сэм опять слышит, как стучит кровь в жилах демонов. Кровь. Он не пил ее с начала сезона. Сейчас не могу думать иначе: у Сэма убрали физическую потребность в крови, но не психологическую. Если бы этого не было, Голод не смог бы так в него вцепиться. Он не может с этим бороться и просит Дина приковать его и запереть где-нибудь. Дин в шоке. С одной стороны, жующий Кас, с другой, - жаждущий крови Сэм. Мир стремительно разваливается на части. И при этом есть Голод, который пожирает души жителей этого города, и с ним надо что-то делать. Конечно, все просто - надо забрать кольцо, дающее силы. Угу, примитив. Дин и один справится.
Хотя... в тот момент мне показалось, что Дин и сам понимает, что победить Всадника в одиночку - бред. Но он идет на это... хм... в надежде, что не выживет? Или идет потому, что просто должен и все? Он не может иначе? Опять вступает в силу привычка?
По ходу просмотра становится заметна еще одна странность. Когда город сходит с ума, утоляя свои дикие желания, на Дина Голод будто не действует. Дин смеется, что, может, это потому, что он всегда жил на полную катушку? Что он фанат Голода? Но посмеиваться хочется только до встречи Дина с самим Голодом.
Страшная сцена, честно говоря. Голоду Дин любопытен - ведь он остается в своем уме даже в присутствии самого Всадника, хотя Кастиэль, ангел, уже сидит на полу и ест, ест, ест, ест. Нож валяется тут же, никому не нужный. Голод сам решает "пощупать" странного человека. Его прикосновение открывает то, что уже, в принципе, давно известно. Дину действительно ничего не хочется. Голоду нечего в нем пробуждать, потому что внутренне он давно мертв. Он живет ПО ИНЕРЦИИ. Он сражается ПО ПРИВЫЧКЕ. Он прячет это за шутками, за усмешками, за ложью, но Дин сам знает это. Такая пустота Голоду не нужна.
Лирическое отступление. Голод - демон, пусть и из самых крутых. Ему недоступны человеческие чувства, он их не понимает. Выжженный и пустой Дин из эпизода "The End" стал таковым, когда потерял все. Последней каплей был Сэм, сказавший "Да". Дин из 2010-ого года, стоящий перед Голодом, еще имеет то, за что хочет сражаться. Семья всегда была очень важна для него. Конечно, грустно, что она для него важнее, чем он сам, но тут уж претензии к Джону и его воспитанию. У Дина из 2010-ого есть семья. Это чувство неподвластно Голоду. Оно просто есть.
Вернемся в сериал. И тут появляется Сэм. Два демона из свиты Голода нашли его. Кровь одного он выпил, второго - убил уже с помощью своих вновь проснувшихся демонических сил. Лицо Сэма в крови. Опять дежавю. Эпизод 4.20 "The Rapture"...
Уже неважно, что пробудило в Сэме жажду крови. Неважно, что он не может не починяться Голоду, тем более в присутствии самого Всадника. Или может? Он же переполнен кровью и силой, которую она дает, а еще он - вместилище Люцифера. Может и не хочет, потому что пришел сюда не для этого. Он пришел убить демонов. Демоническая сила всегда наделяла Сэма СВЕРХсамоуверенностью. Он не слышит слов Дина, не слышит, что тот просит его этого не делать. Он поднимает руку и изгоняет демонов из их тел. Голод в восторге. Он тут же поглощает демонов-неудачников. С ним самим бы Сэм не справился, но справляется с демонами внутри него (видимо, не переварились еще). Голод взрывается.
А Дин теряет последнюю вещь, которая удерживает его и заставляет двигаться вперед. Разочарование - наверное, именно это он испытывает к брату. Сэм опять в бункере Бобби. Дин и Кастиэль слушают, как он кричит, просит их помочь. Даже Кастиэль пытается убедить Дина, что Сэм не мог противится, это сильнее него. Но Дин не слушает. Он уходит.
В сериале есть два места, которые меня заранее пугают. Стоит только героям оказаться в этих местах - и я уже в ужасе, потому что знаю, что сейчас что-то будет. Первое - у капота Импалы. Если Дин и Сэм сидят/стоят рядом у Импалы, значит, сейчас будет разговор, в котором откроются вещи, которые пробьют меня насквозь. Второе - двор Бобби. Здесь, среди разбитых машин, тоже случились знаменательные события.
Дин идет по двору Бобби. Он сказал Касу, что сходит за пивом, а то у него закончилось. Но если говорить честно, то у Дина еще полбутылки. Он его просто не хочет. Как не хочет уже ничего вообще. Он ставит бутылку на капот Импалы. Ту пустоту, которая внутри него, не залить алкоголем. Он поднимает голову к темному небу и просит: "Please... I can't... I need some help. Please". (Пожалуйста... Я не могу... Мне нужна помощь. Пожалуйста)
А небо молчит. Небо ждет, когда он скажет роковое "Да", к которому близок, как никогда раньше.